MDSM www.mdsm.ru На главную Карта сайта Контакты
Защита прав призывников и военнослужащих



Новости Статьи Законодательство Расписание болезней Наши Доклады Контакты Отсрочка от армии Военный билет

Доклад

8 (495) 517-69-56, 517-68-56 “Мы вам можем перезвонить”

Всероссийская Коалиция общественных объединений
«За демократическую альтернативную гражданскую службу»
 
Межрегиональное движение «Солдатские матери» г. Москва
 
 
 
Доклад
 
О нарушениях прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в г. Москва в период 2006 года
 
 
Г. Москва
2007 год
Мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу осуществляется Всероссийской коалицией общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» в рамках проекта «Гражданин и Армия» (Российские правозащитные организации в поддержку призывников и военнослужащих: действия по обеспечению верховенства закона), поддержанного Европейской Комиссией.
Доклад подготовлен Межрегиональным движением «Солдатские матери» в рамках программы “Межрегиональный мониторинг осеннего призыва 2006 г.”, реализуемой членами Коалиции в 25 регионах России.
Настоящий доклад будет использован при подготовке сводного Межрегионального доклада «О нарушении в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в 2006 году», который будет направлен Президенту РФ, в Правительство РФ, в Генеральную прокуратуру РФ, в другие заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации, представлен широкой общественности и СМИ России.
 
Составителями Доклада являются: Кузнецова Татьяна Николаевна – руководитель Межрегионального Движения «Солдатские Матери», член экспертного Совета при Аппарате Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, Корнеева Ирина Николаевна – эксперт, координатор проекта по г. Москве и Московской области.  ____________________________________
Межрегиональное движение «Солдатские матери» было организовано на базе Комитета солдатские матерей г. Москвы, который существовал с 1989 года, осенью 2005 года. Организация имеет 8-летний опыт работы по защите прав призывников и по проведению правозащитного мониторинга. Доклад основан на информации, собранной в ходе независимого мониторинга нарушения прав граждан, подлежащих призыву на военную службу или направлению на альтернативную гражданскую службу, проведенного в период календарного2006 года.
Источниками информации для доклада послужили заявления 205 призывников и их родных, сделанные при их обращениях в организацию за период календарного 2006 года.
 
Представляя настоящий доклад, мы исходим из необходимости привлечения пристального внимания федеральных и региональных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, российской и международной общественности, средств массовой информации к проблемам нарушений прав человека при осуществлении призыва на военную службу граждан Российской Федерации.  Необходимо перестроить работу призывных комиссий и военных комиссариатов в интересах соблюдения прав граждан.
При этом настоящий доклад составляется не для того, чтобы привлечь внимание органов власти к единичным случаям нарушений прав граждан, приведенным в тексте доклада. Общественная организация, не имея соответствующих оперативных и следственных полномочий и возможностей не способна в полной мере выявлять и доказывать нарушения. Это не ее задача. Она призвана отражать проблематику поступающих обращений граждан (в том числе анонимных) и доводить ее до власти. С тем чтобы, последняя, в процессе перепроверки фактов, изложенных в докладе, не ограничивалась фразами «не доказали», стремясь представить, что нарушений не было, а учитывала выявленную проблематику и принимала комплексные меры, направленные на ее разрешение.
 
 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»         
 
Конституция Российской Федерации
Раздел  первый, глава 1, статья 2.
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Становление в России гражданского общества и правового государства, реализация конституционного принципа приоритета прав и свобод человека включает с себя создание действенного механизма общественного контроля за соблюдением прав человека государственными органами. Все сферы государственной деятельности, за исключением сведений, отнесенных законом к государственной или служебной тайне, государственных институтов, напрямую затрагивающих своей деятельностью права и свободы человека, в том числе органов, осуществляющих призыв граждан на военную службу, должны быть прозрачными для общества. Это касается направления призывников на военную службу и на альтернативную гражданскую службу.
Российская конституция провозглашает защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч. 1 ст.59), но при этом четко указывается, что гражданин Российской Федерации обязан нести воинскую службу «в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст.59).
Данная конституционная норма означает, что и организация призыва, и само прохождение военной службы должно происходить только в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Отступление от этого порядка, в том числе в ходе призыва, лишают военную службу ее конституционного смысла, превращают ее в карательную машину – карательную, прежде всего, по отношению к самим защитникам Отечества. Следует помнить, что в Российской Федерации отсутствует всеобщая воинская обязанность. Это накладывает на органы государственной власти, отвечающие за организацию призыва, дополнительную ответственность. Часть мужского населения определенного возраста не должна превращаться в особо дискриминируемую и подавляемую группу. Поскольку те, кто по закону подлежит призыву на военную службу, равны в правах с остальной частью населения, в том числе и со своими ровесниками, первостепенным становится соблюдение человеческого достоинства призывников, их прав и свобод.
Проблема нарушения прав граждан органами, осуществляющими призыв на военную службу, является актуальной для большой части населения России. Практика работы организации, для которой работа по защите прав призывников является приоритетной, показывает, что деятельность этих органов часто осуществляется с грубыми и массовыми нарушениями закона, несмотря на то, что организация призыва должна проходить в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим призыв граждан на военную службу, является Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», где определены права граждан призывного возраста, а также права и обязанности органов, осуществляющих призыв.
Главной причиной нарушений является ненадлежащее исполнение органами власти, ответственными за призыв, норм закона.
В результате призывники, а также их законные представители вынуждены обращаться с заявлениями и жалобами к Мэру Москвы, как председателю призывной комиссии города Москвы, в комиссию по правам человека при Мэре Москвы, в органы судебной власти и прокуратуры, а также в различные негосударственные организации за защитой нарушенных прав. При этом необходимо учитывать, что лишь небольшая часть этих нарушений становиться известной правозащитной организации, а та информация, которая имеется в их распоряжении, не всегда подкреплена документами, необходимыми для ее обнародования.
Хотим отметить, что есть положительная реакция на наш доклад со стороны Московского Правительства. Особенно хочется отметить деятельность первого заместителя Мэра Москвы Л.И. Швецовой, которая лично курирует все жалобы, поступающие на нарушения со стороны призывных комиссий комиссариатов Москвы. Также работниками Аппарата Мэра и Правительства Москвы проверяются все случаи допущенных нарушений, упомянутые в докладе, если есть согласие призывника на предоставление такой информации для официальной проверки.
Во время осеннего призыва было обжаловано в призывной комиссии города Москвы несколько неправомерных решений. Городская призывная комиссия эти решения утвердила. После вмешательства Л.И. Швецовой дела были возвращены в призывную комиссию города Москвы для повторного рассмотрения. Призывники были вызваны на городской сборный пункт для очного освидетельствования, которое было проведено дополнительно, в последний рабочий день года. Призывники при повторном освидетельствовании были признаны ограниченно годными к военной службе и зачислены в запас.
 
РАЗДЕЛ 1
Статистика нарушений прав призывников
 
Источником для статистического анализа послужили обращения 205 призывников и членов их семей в МД «Солдатские Матери» за два призывных периода 2006 года. Статистический анализ общего числа обращений позволил определить, с какими нарушениями чаще всего сталкиваются призывники в городе Москве.
Наиболее массовым нарушением из общего количества нарушений является нарушений порядка вызова призывников на призывные мероприятия – порядок вызова нарушен в отношении  28.48 % обратившихся призывников.
В 22.42% случаев допускаются  нарушения в процедуре работы призывных комиссий
На призывников и их родителей оказывается психологическое давление и допускается дезинформация призывников - в 19.39 % случаев.
Права граждан при прохождении медицинского освидетельствования были нарушены в 8.48 % случаев.
Также часто нарушаются права призывников, имеющих отсрочки в связи с обучением – 6.06%. Если раньше это нарушение было характерно для весеннего призыва, то в этом году во время осеннего призыва резко увеличилась практика призыва студентов высших учебных заведений, имеющих отсрочку по учебе.
Нарушаются сроки призыва на военную службу достаточно часто – в 6.67% случаев.
Имеются случаи, связанные с осуществлением призывных мероприятий в отношении несовершеннолетних граждан, то есть лиц, не являющихся призывниками – в 2.42 % случаев.
Также имели место другие случаи нарушений прав граждан - неправомерное изъятие у призывников паспортов, принудительное незаконное доставление призывников в военные комиссариаты и т.п.
Таким образом, результаты мониторинга показывают, что в военных комиссариатах Москвы по-прежнему деятельность призывных комиссий осуществляется с нарушением закона. При этом основными причинами нарушений прав граждан в сфере призыва на военную службу является несоблюдение должностными лицами действующего законодательства.
 
РАЗДЕЛ 2.
Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты
 
Основным законодательным актом, регулирующим в Российской Федерации призыв на военную службу, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с этим законом, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. К призывным мероприятиям закон относит только следующие мероприятия: медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и отправку к месту прохождения службы.
Закон также четко определяет сроки осуществления призыва – с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря каждого года. В период между призывами граждане могут вызываться в военные комиссариаты только по вопросам воинского учета, но не по вопросам призыва.
Подводя итоги прошедшего года можно сказать, что тактика работы военкоматов Москвы и Московской области с призывниками не меняется уже много лет.  По-прежнему часто повестки с вызовом в военкоматы на призывную комиссию опускают в почтовые ящики, особенно это практикуется в период, когда до начала призывной компании остается еще 2-3 недели. Так и весной 2006 года в Москве и Московской области постоянно практикуется массовая рассылка повесток по почте. При этом в них не всегда указана цель вызова.
В апреле-июне 2006 года в организацию МД «Солдатские Матери» обратились призывники М., А., Н., В., С., Ф., которые получили повестки на призывные мероприятия по почте.
В октябре-декабре 2006 года в организацию МД «Солдатские Матери» обратились призывники П., Н., Б., Л., М., Г., Р., И., Ц., И., С., П., Д., О., М., С., которые получили повестки на призывные мероприятия из различных военных комиссариатов города Москвы по почте.
Нередко повестки передают призывникам через соседей или родственников, заставляют подписывать повестки родителей призывника. При этом часто угрожают привлечением к уголовной ответственности за отказ в получении повесток не только призывникам, но их родителям.
За время весеннего призыва в МД «Солдатские Матери» обратились призывники С., К., К., А., Т., Ш., повестки за которых получили родители.
За время осеннего призыва отмечен аналогичный случай. В МД «Солдатские Матери» обратился призывник К., повестку на призывные мероприятия за которого получила мать.
Практикуется оказание давления на призывников посредством постоянных звонков по телефону.
В мае 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника С., который подвергался постоянному давлению со стороны Тушинского ОВК. Его несколько раз пытались вызвать в военный комиссариат по телефону, при этом звонившие отказывались представиться и объяснить, зачем призывник должен явиться в военкомат. После того, как С. был экстренно госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья, из военкомата последовали звонки с требованием уточнить, в какую больницу госпитализирован призывник. При этом звонивший также отказывался представиться и объяснить, зачем военкомату нужна эта информация.
 
2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника С., который подвергался постоянному давлению со стороны Тушинского ОВК. Его несколько раз пытались вызвать в военкомат по телефону, при этом звонившие отказывались представиться и объяснить, зачем призывник должен явиться в военкомат. После того, как С. был экстренно госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья, из военкомата последовали звонки с требованием уточнить, в какую больницу госпитализирован призывник. При этом звонивший также отзывался представиться и объяснить, зачем военкомату нужна эта информация.
Также практикуется вызов на призывные мероприятия до           начала призыва, что является нарушением закона.
В МД «Солдатские Матери» январь-март 2006 года обратились шесть призывников, которых вызвали в военкоматы г. Москвы и Московской области на призывные мероприятия до начала призыва. (Эти данные не вошли в мониторинг).
Во время осеннего призыва также отмечались случаи вызова на призывные мероприятия до начала призыва. Обратившиеся в МД «Солдатские Матери» в октябре 2006 года призывники Б., Д., Г., получили повестки на призывные мероприятия еще на сентябрь.
Отмечен случай, когда призывника вызвали на мероприятия, связанные с призывом, документом, не являющимся повесткой.
В июне 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника К., которому из Кунцевского ОВК г. Москвы по почте было прислано предупреждение об административном нарушении за неявку на призывные мероприятия, хотя повесток из военкомата призывник не получал. Также в присланном предупреждении призывнику угрожают в случае очередной неявки приводом через милицию и передачей материалов на него в межрайонную прокуратуру.
Во время осеннего призыва 2006 года было отмечено несколько случаев вызовов в военные комиссариаты с помощью «Приглашений». Обратившиеся в МД «Солдатские Матери» призывники Д. из Чертановского ОВК и призывник Ч. Из Останкинского ОВК получили по почте такие «Приглашения».
В ходе мониторинга были установлены факты, свидетельствующие о том, что розыск и доставление призывников в военные комиссариаты с помощью сотрудников внутренних дел также происходит с нарушением установленной законом процедуры.
           В июне 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратились призывники С. и З.. Они были доставлены в Царицынский ОВК нарядом милиции из дома. Им провели медицинскую и призывные комиссии и выдали повестки на отправку в войска.
           Во время осеннего призыва случаи неправомерного доставления призывников нарядами милиции в военные комиссариата участились и приняли массовый характер.
В декабре 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратился призывник З., который был доставлен в Преображенский ОВК из дома нарядом милиции. Медицинское освидетельствование было проведено без медицинских документов и, не обращая внимания на жалобы призывника о наличии у него ряда заболеваний, призывная комиссия вынесла решение о признании З. годным к службе и ему вручили повестку на отправку в войска. Решение призывной комиссии призывник обжаловал в призывную комиссию города Москвы.
Таким же образом был доставлен в Раменский ОВК призывник Х., мать которого обратилась в МД «Солдатские Матери». Призывника признали годным к службе и вечером он уже был отправлен с воинским эшелоном к месту прохождения военной службы.
В соответствии с действующим законодательством, в случае уклонения призывника от явки на призывную комиссию без уважительной причины, задержание граждан осуществляется исключительно в рамках возбужденного уголовного дела. Однако в большинстве случаев такие дела не возбуждаются, и действия сотрудников милиции совместно с работниками военкоматов носят заведомо незаконный характер. Действующее законодательство устанавливает единственную процедуру, в рамках которой возможно осуществить задержание гражданина. И задержание, и последующее доставление призывника, являются мерами административного принуждения и должны осуществляться по правилам, установленным Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».
Доставление представляет собой принудительное препровождение лица. При этом главой 27 Кодекса РФ устанавливаются строгие требования к цели и месту доставления. Доставление допускается только для составления протокола об административном правонарушении.  Осуществление доставления с какой либо иной целью (например, для проведения мероприятий, связанных с призывом: медицинского освидетельствования, заседания призывной комиссии, отправки к месту прохождения военной службы) делает незаконным само доставление. Местом доставления гражданина, в отношении которого получено письменное обращение военного комиссара о розыске, может являться только служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или помещение органа местного самоуправления. Доставление в помещение военкомата или призывной комиссии незаконно. Осуществляется доставление только работниками органов внутренних дел (милиции) и только в случае обращения военного комиссара как лица, обязанного составлять протокол об административном правонарушении. Доставление призывника другими лицами (например, сотрудниками военкомата) и на иных основаниях незаконно.
 
РАЗДЕЛ 3
Дезинформация призывников, нарушения работы военкоматов с обращениями граждан
 
Дезинформация призывников и их родителей – распространенное нарушение в сфере призыва. Работники военкоматов пользуются тем, что многие призывники и их родители не знакомы с Законами, Положениями, Инструкциями, на основании которых проходит призыв в вооруженные силы.
В связи с низким уровнем правовой культуры со стороны призывников и их родителей, а также полной безнаказанность работников военных комиссариатов,  имеет место несоблюдение должностными лицами, организующими и осуществляющими призыв граждан на военную службу, действующих правовых норм.
Установлены случаи сокрытия информации о правах призывников, прямой дезинформации их, а также оказания психологического воздействия и запугивания работниками военкоматов с целью убедить призывника в безвыходности ситуации, несмотря на имеющиеся правовые способы решения проблемы.
В октябре 2006 года в МД «Солдатские матери обратился призывник А.. При прохождении призывных мероприятий в Черемушкинском ОВК у призывника изъяли паспорт и угрожали призывнику, что если он откажется получить повестку на отправку в войска, то ему не вернут паспорт не выпустят из здания военкомата. На момент призыва А. являлся студентом дневного отделения Высшего учебного заведения, призывная комиссия этот факт проигнорировала.
Перед началом весеннего  призыва были проверены военкоматы г. Москвы на предмет правильности и полноты оформления информационных стендов. Примерно в половине военкоматов представлена информация только об обязанностях призывников и их ответственности, а права или не указаны вообще, либо указаны частично.
Работники военкоматов сознательно не знакомят призывников и их родителей с Законом «О воинской обязанности и военной службе», «Положением о призыве», а «Положение о военно-врачебной экспертизе» выдают за информацию «для служебного пользования», которую ни в коем случае нельзя показывать посторонним.
Призывники приходят в военный комиссариат для определения степени годности в вооруженных силах и, только если они действительно годны к военной службе по состоянию здоровья, только когда рассматривается их право на предоставление отсрочки от службы. Предусмотренное в ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и п.13 раздела П «Положения о призыве», а не наоборот, как практикуется в призывных комиссиях Москвы и Московской области. Призывные комиссии определяют степень годности к военной службе студентов «на глазок» и дают им отсрочку по учебе.
В МД  «Солдатские Матери» обратилась мать призывника Ф. В Черемушкинском ОВК ее сыну – студенту неверно определили степень годности к военной службе и «объяснили» матери, что это неважно, т.к. у призывнику предоставлена отсрочка по учебе, а когда она закончится, то его внимательно обследуют и тогда уже сделают все правильно.
Обратившемуся в МД «Солдатские Матери» призывнику С. врач Люблинского ОВК заявил, что обжаловать решение медицинской комиссии он «не имеет права».
 В соответствии с законом председатель призывной комиссии объявляет призывнику решение, принятое в отношении него и по требованию гражданина выдает ему копию решения. Данное право сотрудниками призывных комиссий обычно не разъясняется, более того, на устные требования призывника о выдаче копий решений, как правило, отвечают отказом.
В ходе мониторинга отмечены случаи отказа работниками военкомата в приеме медицинских документов.
В апреле 2006года в МД «Солдатские Матери» обратилась депутат Жуковского Совета депутатов Московской области. Она сопровождала в военкомат для прохождения мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет, призывника-сироту. Врачи военкомата отказывались принимать вличное дело призывника медицинские документы.
В декабре 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника А..     При прохождении медицинской комиссии в Люблинском ОВК врачи отказались принять в личное дело ее сына предложенные им медицинские документы. Когда мать призывника стала настаивать на приеме документов, работники военкомата стали угрожать ей, что вызовут милицию и выведут ее из военкомата.
Хотим особо отметить тот факт, что проезд по Москве и Московской области по вызовам в военкоматы для проведения приписных и призывных мероприятий некогда не оплачивается, хотя это предусмотрено законодательством.
Часто требуются дополнительные дорогостоящие медицинские обследования, которые призывникам предлагают пройти за свой счет и не разъясняют призывнику его право на возмещение всех расходов, понесенных им в связи с призывом на военную службу.
В июне 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратился призывник Д.. После прохождения медицинской и призывной комиссий в Савеловском ОВК было вынесено решение о признании его ограниченно годным к военной службе. 31 мая последовал телефонный звонок от врача-невропатолога из военкомата. Врач сообщил призывнику, что решение о степени его годности к службе не было утверждено решением вышестоящей призывной комиссии и ему необходимо сделать дополнительно дорогостоящее обследование.
Зачастую работники военкоматов отказывают призывникам в ознакомлении с их личным делом, по причине того, что данный документ является служебным. В этом случае нарушается право граждан на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы в соответствии со статьей 24 Конституции РФ.
 
РАЗДЕЛ 4
Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании
  
Нарушение прав граждан при прохождении медицинского освидетельствования – одно из самых распространенных нарушений при проведении призывных мероприятий. Признаются годными к военной службе больные юноши, которые должны были получить освобождение или отсрочку от призыва по состоянию здоровья.
Практика показывает, что граждане слабо информированы о медицинских основаниях для предоставления отсрочки, поскольку не знают, в каком документе это зафиксировано и как можно с ним ознакомиться. Работники военкомата скрывают от граждан информацию, ссылаясь на то, что документ, по которому определяется степень годности к военной службе - закрытый, только для служебного пользования.
В результате определение степени годности к военной службе по медицинским показаниям часто происходит  без медицинских документов (в частности без амбулаторных карт) и без необходимых дополнительных медицинских обследований. Прохождение призывниками медицинского освидетельствования в большинстве случаев носит формальный и поверхностный характер и не сопровождается всесторонним и глубоким изучением состояния их здоровья.
В весенний призыв 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратились призывники С., Н., В., А., К. из различных военных комиссариатов Москвы и Московской области. Данные призывники имеют заболевания, дающие право на освобождение от призыва на военную службу по категории годности «В» - ограниченного годен к военной службе. Данные диагнозы врачи призывных комиссий проигнорировали и, нарушив права призывников, признали их годными к службе. Сотрудники нашей организации предоставили им разъяснения по нормативно-правовым актам РФ, касающихся призыва на военную службу, помогли составить заявления для обжалования незаконных решений призывных комиссий и врачей.
Во время осеннего призыва 2006 года ситуация не изменилась. В МД «Солдатские Матери» обратились призывники Л., И., М., Ф., С., С., Д., З., Ж., А., Х., С., права которых на освобождение от военной службы по состоянию здоровья были нарушены в различных военных комиссариатах города Москвы.
В нарушение п.15 «Положения о военно-врачебной экспертизе», значительная часть призывников, как показывает практика, проходят медицинское освидетельствование до получения результатов диагностических исследований (анализы, флюорография, ЭКГ). Согласно Приказу Министра Обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года №240/168 (п.7 Инструкции-Приложения №3 к Приказу), данные исследования должны быть проведены не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования. Это нарушение допускается практически во всех 26 военных комиссариатах Москвы. Военные комиссариаты направляют призывников на данные обследования только после признания призывника годным к военной службе и принятия решения о его призыве на военную службу.
В МД «Солдатские Матери» обратились призывники Н., С. и З., которые были признаны годными к военной службе, получили повестки на отправку в войска и только после этого получили направление в поликлинику по месту жительства для сдачи анализов и проведения необходимых обследований.
Известны случаи, когда в нарушение п.1 ст.5.1 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», призывники при прохождении медицинского освидетельствования не осматриваются всеми семью обязательными врачами-специалистами.
В МД «Солдатские Матери» в октябре 2006 года обратилась мать призывника Л.. Во время прохождения медицинской комиссии в Солнцевском ОВК присутствовало только четыре врача. Это не помешало комиссии определить степень годности призывника к службе.
Такие случаи наблюдаются несмотря на то, что расширенное заседание призывной комиссии города Москвы 28 сентября 2006 года постановило, а заместитель Мэра Москвы в правительстве Москвы А.В.Петров 3 октября 2006 года утвердил – «укомплектовать медицинские комиссии объединенных военных комиссариатов районов врачами специалистами…»
Даже наличие всех врачей-специалистов при медицинском осмотре на медицинской комиссии не спасает больных призывников от неквалифицированной оценки их здоровья. Если врач призывной комиссии видит два результата медицинского обследования, то он выбирает тот диагноз, по которому он может осуществить призыв молодого человека на военную службу.
Очень часто, если призывник не согласен с решением призывной комиссии, и просит, чтобы его направили на дополнительное обследование в стационаре, он получает отказ или его просьбу просто игнорируют, ссылаясь на то, что комиссии достаточно обследования районного медицинского учреждения и квалификации врачей медицинской комиссии военкомата достаточно для вынесения обоснованного решения.
В весенний призыв 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника Салдина Н.В.. При прохождении медицинской комиссии в Тушинском ОВК врач-терапевт проигнорировал имеющиеся у призывника медицинские документы и его жалобы на плохое самочувствие. В направлении на дополнительное медицинское обследования призывнику также было отказано. Призывник был признан годным к военной службе и получил повестку на отправку в войска. После выхода из военкомата он был вынужден обратиться за медицинской помощью в районную поликлинику. Оттуда он был экстренно госпитализирован бригадой скорой помощи.
Во время осеннего призыва призывник неоднократно пытался пройти медицинскую комиссию, но по разным основаниям комиссию ему не проводили. Работники Тушинского ОВК сначала попытались «потерять» личное дело призывника. Когда личное дело призывника было найдено, в нем не оказалось медицинских документов, которые были высланы для приобщения в личное дело заказным письмом. Врачи военкомата опять пытались не обратить внимания на медицинские документы и жалобы призывника. Только после неоднократных обращений с жалобами на неправомерные действия и бездействие должностных лиц призывник был направлен на стационарное медицинское обследование по акту от военкомата. Обследованием в стационаре подтверждено наличие у призывника ряда заболеваний, по которым он должен быть освобожден от военной службы. Было принято решение призывной комиссии – ограниченно годен к военной службе.  
Отмечены случаи, когда работники военкоматов отказываются принимать медицинские документы от призывников и их родителей. А если и берут, то врачи медицинских комиссий отказываются принимать во внимание диагнозы, выставленные их коллегами из независимых от военкомата лечебных учреждений. Зачастую приходится через суд доказывать, что диагноз «чужого» врача правильный и квалифицированный и призывник имеет право на освобождение от призыва по заболеванию.
Во время весенней  призывной кампании в МД «Солдатские Матери» обратились призывники М., Н., В., Н., С., К. у которых при прохождении медицинских комиссий врачи не обратили внимания на предоставленные медицинские документы и проигнорировали жалобы на состояние здоровья. Призывники не были направлены на дополнительные медицинские обследования.
Осенью ситуация не изменилась.
В октябре 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать несовершеннолетнего призывника Л. Врачи Солнцевского ОВК проигнорировали представленные медицинские документы и отказались направить его на дополнительные медицинские обследования.
Также, одной из причин призыва больных в вооруженные силы является то, что из личных дел призывников пропадают медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания. Это происходит отчасти потому, что призывники отдают документы без регистрации их у должностного лица. Особенно часто это происходит с рентгеновскими снимками.
Как выяснено в результате мониторинга, очень часто призывникам, подтвердившим свой диагноз актом из военкомата, выносится необоснованное решение.
Призывнику Ч., который страдает язвенной болезнью, в Савеловском ОВК было вынесено решение о временной негодности к службе, хотя согласно «Положению о военно-врачебной экспертизе» он должен быть признан ограниченной годным к военной службе, получить военный билет и отправиться в запас.
 
Бывают случаи, когда при наличии всех медицинских документов, в том числе акта исследования состояния здоровья по направлению от военкомата врачи подтверждающих диагноз врач медицинской комиссии ничего не видит, призывник здоров, медицинские документы не достоверны.
В декабре 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника Жаворонкова В.В.. Призывник прошел обследование по акту от военкомата, полностью подтвердил имеющийся у него в течение трех лет диагноз, но призывная комиссия Митинского ОВК приняла решение признать его временно негодным к военной службе вместо того, чтобы вынести законное и полностью обоснованное решение – ограниченно годен к военной службе. Врач – терапевт военного комиссариата пыталась оказать давление на мать призывника, когда та заявила о своем несогласии с решением врачей. Врач заявила, что акту из больницы она «не верит». Решение было обжаловано в призывную комиссию города Москвы. Призывная комиссия города Москвы вынесла свое решение – признала призывника ограниченно годным к военной службе.
Указанные в данном разделе проблемы, в конечном счете, приводят к тому. Что на военную службу призываются граждане, фактически не годные или к военной службе по состоянию здоровья. Вооруженные силы пополняются военнослужащими, которые не в состоянии в полном объеме исполнять обязанности военной службы. У них нередко обостряются имеющиеся у них хронические заболевания и впоследствии они не всегда могут стать полноценными членами общества.
Масштабы этих проблем , которые могут служить темой отдельного комплексного исследования, подробно проанализировать в данном докладе не представляется возможным.
 
РАЗДЕЛ 5
Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва или не являющихся призывниками
 
Не смотря на то, что призывные действия, согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» можно производить по отношению к призывнику только по достижению ими 18 лет, повсеместно военкоматы вызывают на медицинскую и призывную комиссии молодых людей, не достигших ещё призывного возраста. Это дает возможность военкомам выносить решение о призыве в армию до достижения гражданам совершеннолетнего возраста, что является грубым нарушением Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».
В апреле 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратился призывник Ч.. В Солнцевском ОВК ему провели медицинскую и призывную комиссии до достижения им совершеннолетия и повестку на отправку в войска выдали на дату исполнения ему 18-ти лет.
В октябре 2006 года призывной комиссией Солнцевского ОВК было вынесено решение в отношении несовершеннолетнего Л.. Обратившаяся в МД «Солдатские Матери» мать призывника пояснила, что врачи вынесли заключение о его категории годности к военной службе еще в сентябре, когда в отношении ее сына  незаконно провели медицинскую комиссию. Врачи не учли действительное состояние здоровья призывника, не направили его на дополнительное медицинское обследование для уточнения его диагноза. Несовершеннолетний призывник был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и решением призывной комиссии ему была предоставлена отсрочка по учебе.
Вызываются повестками студенты для прохождения медицинской и призывной комиссии в то время, как у этих призывников не закончилась отсрочка по учебе, т.е. они ещё продолжает учиться.  При этом нарушается ст. 22 п.2 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая предполагает проведение призывных мероприятий только по окончании действия предыдущей отсрочки.
В апреле 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратился призывник Б., который является студентом медицинского колледжа. По предоставленной справке ф. №26 он имеет отсрочку по учебе до 28.06.2006. Тем не менее в Тимирязевском ОВК ему была выдан аповестка на призывные мероприятия на 03.05.2006. При получении отсрочки по учебе в 2001 году медицинскую и призывную комиссии призывник не проходил, отсрочка была предоставлена «заочно», что является нарушением п.1 ст.26 ФЗ РФ.
             В весенний призыв были отмечены случаи оказания давления на администрацию учебных заведений со стороны военкоматов по изменению сроков окончания обучения, переноса сроков экзаменов, досрочной выдачи дипломов.
     Выявлена новая особенность осеннего призыва: если весной незаконно призывают студентов средних специальных учебных заведений и учащихся профессионально-технических училищ, то этой осенью практика незаконного призыва перешла на студентов дневных отделений высших учебных заведений, имеющих отсрочку от призыва по п.2 ст.24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе». Особенно, если это – вторая отсрочка. Также призывные комиссии не признают обучение в магистратуре как основание для отсрочки.
В октябре 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратился призывник Алпатов А.Л.
Решением призывной комиссии Черемушкинского ОВК он был признан годным к военной службе и получил повестку на отправку в войска. Призывная комиссии проигнорировала представленную призывником справку из высшего учебного заведения о том, что он продолжает обучение в магистратуре и данное обучение является непрерывным продолжением предыдущего образования. На момент вынесения решения о призыве на военную службу Алпатов не был зарегистрирован в городе Москве. Решение Черемушкинского ОВК было обжаловано в призывной комиссии города Москвы. Дело находилось на рассмотрении в течении двух месяцев. Решением призывной комиссии города Москвы решение призывной комиссии Черемушкинского ОВК было утверждено. Призывник обжаловал решение призывной комиссии города Москвы в суде.
Своими действиями работники призывных комиссий как района, так и города нарушают постановление расширенного заседания призывной комиссии города Москвы от 28 сентября 2006 года и утвержденного Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы А.В.Петровым 3 октября 2006 года – « не допускать случаев ошибочного призыва граждан на военную службу».
Большинство студентов были доставлены в военные комиссариаты работниками внутренних дел с нарушение законодательства. Молодые люди попадали на медицинскую комиссию без медицинских документов, в том числе и без амбулаторных карт. Несмотря на многочисленные заявления призывников о плохом состоянии здоровья и наличии заболеваний, медицинские комиссии проводились в течение пяти минут и формально, на дополнительные обследования призывники направлены не были. Соответственно, степень годности к военной службе была определена неверно и призывники получили повестки на отправки в войска. При этом несколько человек были отправлены в войска непосредственно после проведения призывных мероприятий, при этом они были лишены возможности воспользоваться правом на обжалование неправомерного решения призывной комиссии.
В декабре 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратились родители призывника Х. (Раменский ОВК). Студент был доставлен на призывную комиссию из дома нарядом милиции. Медицинская комиссия была проведена без медицинских документов, жалобы призывника на плохое состояние здоровья врачи проигнорировали. Решением призывной комиссии он был признан годным к военной службе и в тот же день отправлен в войска.
        У всех  призывников, которым предоставлена отсрочка по учебе, категория годности к военной службе определена как «годен». Призывная комиссия может совершенно безнаказанно призвать такого студента. А так как в законе нет процедуры возврата незаконно призванных студентов, вернуть их можно только в связи с резким ухудшением состояния здоровья, при комиссовании.
 
РАЗДЕЛ 6.
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РАБОТЫ ПРИЗЫВНЫХ КОМИССИЙ
 
Несмотря на то, что на каждой призывной комиссии г. Москвы председатель призывной комиссии постоянно говорит о корректном отношении к призывникам и их родителям, работники военкоматов нередко оказывают психологическое давление на призывников и их родителей.
ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» установил определенную процедуру работы призывной комиссии и принятия ею решений.  Согласно п.1 ст.27 на заседании призывной комиссии должны присутствовать: Председатель призывнойкомиссии, его заместитель – военный комиссар, врач. Руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, представитель органов управления образованием, представитель органов внутренних дел, службы занятости населения и секретарь. Мониторинг показал, что процедурные нарушения по-прежнему распространены в Москве и Московской области.
Призывные комиссии часто работают не в полном составе, что является грубейшим нарушением существующего законодательства, т.к. нет соответствующего кворума для голосования при принятии решения о призыве на военную службу призывника. Подписи в протоколах не присутствующих членов призывных комиссий, как правило, ставятся позднее.  
Зачастую законные представители призывника не могут присутствовать на заседании призывной комиссии. Заседания призывных комиссий проводятся в те дни, когда в военных комиссариатах нет приема населения и на этом основании работники военкоматов отказываются пропускать в помещение военного комиссариата родителей и законных представителей призывников. Бывает, что родителям и представителям призывников вообще отказывают в доступе в помещение военного комиссариата.
Так, на дверях Тушинского ОВК во время призыва было вывешено следующее объявление: «Внимание!!! Вход в здание военкомата без предварительного согласования с начальником отделения родителям и представителям призывников строго запрещен». Только после обращений с жалобами на незаконные действия работников военкомата в Московское Правительство объявление было снято и стал возможен доступ в военкомат, но только  приемные дни.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ФЗ «ОВОиВС» председатель призывной комиссии объявляет призывнику решение, принятое в отношении его, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
Призывнику Н. В Черемушкинском ОВК решение о его призыве на военную службу объявил полковник Дмитренко, что является нарушением п. 6 ст. 28 ФЗ. Председатель призывной комиссии никак не реагировал на жалобы и возражения призывника о его несогласии с решением призывной комиссии.      
 
РАЗДЕЛ 7
Условия содержания призывников на сборных пунктах
 
Сборный пункт г. Москвы – закрытый объект для осуществления мониторинга его работы. Общественные организации лишены возможности посетить сборный пункт. Кроме того, граждане, находящиеся на сборном пункте, лишены возможности обращаться за помощью. Призывники, находящиеся на сборном пункте, лишены права на обжалование решений призывных комиссий, в том числе подачи жалобы в суд на несогласие с решением призывной комиссии.
На сборном пункте города Москвы постоянно допускаются конституционные нарушения права на свободу призывников, не обеспечивается доступ к ним членов их семей и законных представителей для общения с ними, в том числе для оказания юридической или иной помощи.
 
РАЗДЕЛ 8
Прокурорский надзор за процедурой призыва
 
         Прокурорский надзор за соблюдением законности является одним из наиболее действенных государственных механизмов соблюдения прав граждан. В целом органы прокуратуры своевременно реагируют на факты нарушений прав человека при призыве на военную службу.
         Но мониторинг показал, что у граждан наблюдается устойчивое недоверие к органам прокуратуры. Призывники и их родственники боятся обращаться в органы прокуратуры. В результате обращения граждан единичны, что не может сделать прокурорский надзор эффективным.
          Обратившиеся в МД «Солдатские Матери» призывники и их родители отказываются писать жалобы на действия должностных лиц военкоматов в прокуратуру. Что мешает прокуратуре своевременно выявлять и быстро реагировать на нарушения закона со стороны работников военкоматов.
            Закон обязывает прокуратуру вести активную работу по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод. Московская прокуратура ведет достаточно активную работу по проверке работы военкоматов.
 
РАЗДЕЛ 9
Общественный контроль за призывом
 
В работе призывных комиссий Москвы и Московской области представители НПО участия не принимают. Межрегиональное Движение Солдатские Матери неоднократно направляла письма просьбы об участии наших сотрудников в работе призывной комиссии субъекта Федерации, но постоянно получала отказ. Но, несмотря на все отказы, нам постоянно приходится, занимаясь проблемами призывников, общаться с работниками военкоматов, призывных и медицинских комиссий.
Во время весеннего призыва 2006 года представителями нашей организации МД «Солдатские Матери» было отказано в участии в работе общественной приемной Министерства Обороны по вопросам призыва (несмотря на подписанный меморандум между Министром обороны и Уполномоченным по правам человека о сотрудничестве с общественными организациями).
В Москве представителям НПО доступ к средствам массовой информации сильно затруднен. Публикации в газетах интервью представителей НПО очень редки. МД «Солдатские Матери» удалось добиться нескольких публикаций в региональной прессе и в газетах демократического лагеря.
Так как обратившиеся к нам призывники и их родители в большинстве случаев просят не разглашать их обращений при разговорах с корреспондентами, а анонимная информация не вызывает интереса у прессы, плодотворно сотрудничать со СМИ удается очень редко. Несмотря на это по одному из центральных телевизионных каналов России прошел репортаж  (с интервью руководителя МД «Солдатские Матери» Т.Н.Кузнецовой) о случае незаконного призыва, а также о незаконных действиях работников милиции.
 
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
 
Имея многолетний опыт работы с призывниками, хочется отметить, что в отношении к ним и их родителям со стороны работников военкомата членов призывных и медицинских комиссий в Москве и Московской области ничего не изменилось, и даже, наоборот, из года в год ухудшается отношение к призывникам и их родителям. Все возрастающая уверенность в безнаказанности, позволяют заинтересованным лицам совершенно открыто попирать права призывников.
Факторами, способствующими нарушениям прав граждан при призыве на военную службу, являются крайне слабая информированность граждан о своих правам и способах их защиты, грубое несоблюдение органами власти и чиновниками разных уровней их должностных обязанностей и действующего законодательства.
Необходимо усиливать общественный контроль за соблюдением законности путем формирования механизмов подконтрольности обществу органов власти.
Призыв, основанный на принуждении, порождает не только грубые и массовые нарушения прав и свобод, провоцирует коррупцию и вызывает массовое недовольство общества современным состоянием Вооруженных Сил, что отрицательно сказывается на обороноспособности государства.
По мнению МД «Солдатские Матери» решением проблем современной армии является переход на добровольную систему комплектования Вооруженных сил и   создание,   таким образом, профессиональной армии.
 
Рекомендации:                                          
 
В целях совершенствования законодательства, регулирующего призыв граждан на военную службу, необходимо:
-                            внести в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» статьи устанавливающие персональную ответственность должностных лиц медицинских и призывных комиссий, должностных лиц военкоматов. Конкретизировать должностные обязанности членов призывных комиссий и их ответственность за принимаемые ими решения.
-                            Определить юридический статус призывной комиссии.
С целью изменения негативной правоприменительной практики органов, осуществляющих и организующих призыв, необходимо:
-                            обеспечить неукоснительное соблюдение всеми должностными лицами, осуществляющими призыв,  ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и  соответствующих статей «Положения о призыве»
-                            разместить в помещениях военных комиссариатов информационные стенды с информацией о правах призывников, в том числе о праве на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
-                            обеспечить доступ для родителей и законных представителей призывников в государственные учреждения, коими являются военные комиссариаты. В том числе обратить особое внимание на свободный допуск родителей несовершеннолетних молодых людей, проходящих процедуру первоначальной постановки на воинский учет.
-                            по возможности, работу «Горячей линии» по призыву перенести на территорию Мэрии города Москвы, как это было несколько лет назад.  В данный момент работа «Горячей линии», находящейся на сборном пункте города Москвы, является малоэффективной. На ней работают заинтересованные люди, которые замалчивают проблемы, с которыми к ним обращаются и проверить, что записано в журнале и как в дальнейшем реагируют на жалобы вышестоящие инстанции, выяснить невозможно. Невозможно также узнать, как еженедельно проводиться анализ обращений граждан на «Горячую линию» и какие незамедлительные меры по разрешению возникающих вопросов принимаются. Рекомендуем возврат «Горячей линии» на территорию Мэрии города Москвы, что по предыдущему опыту работы было более открыто и эффективно.
Необходимо обеспечить широкое правовое просвещение, в том числе в рамках системы образования, направленное на разъяснение гражданам их прав и возможностей по из защите, в том числе по вопросам призыва и службы в вооруженных силах России.

Бесплатные консультации юриста и врача по средам и пятницам


Запись по телефону:
+7 (495) 517-68-56

Записаться on-line

Новости
20.01.2011
Опасная и бессмысленная инициатива депутатов-единороссов по изменению сроков призыва граждан на воинскую службу
далее...

20.12.2010
14 декабря сотрудники военкомата при помощи ОМОНа силой забрали из общежития Московской государственной консерватории им. Чайковского несколько десятков студентов, которых доставили в Тверской военкомат.
далее...

29.11.2010

Независимый пресс центр приглашает 2 декабря 2010 года в 12.00 на пресс-конференцию "КАК ГУБЕРНАТОРЫ УТРАЧИВАЮТ ДОВЕРИЕ" (О систематическом игнорировании главами субъектов Российской Федерации выполнения государственных полномочий по призыву граждан на военную службу.)


далее...

Архив новостей
8 (495) 517-69-56, 517-68-56

Rambler's Top100
- Обязательные поля для заполнения
- Обязательные поля для заполнения