Завершается один из позорных периодов в истории Российской армии – призыв офицеров запаса. Коллизия между ФЗ «Об Обороне» и президентскими Указами с 2008 года будет решена в пользу федерального закона (согласно ст.12 закона «Об Обороне» призыв из запаса предусмотрен только в случае мобилизационного развертывания, а Указы президента о призыве офицеров запаса никакого указания на это развертывание не имели). Однако, несмотря на то, что, военными на самом высшем уровне неоднократно говорилось о том, что так называемые «пиджаки» в армии не нужны, многие военные комиссариаты прилагают усилия, чтобы в последние месяцы призыва правдами и неправдами призвать офицеров запаса. Чаще всего, к сожалению неправдами. Как показала практика, даже такое хорошее основание для получения отсрочки от призыва, как обучение в очной аспирантуре не является панацеей от претензий военных комиссариатов. С другой стороны все нарушения, допускаемые военными комиссарами при призыве граждан, зачисленных в запас с присвоением звания офицера, являются основанием для отмены в судебном порядке решения о призыве. Ниже будут рассмотрены те основания, которые легли в основу судебных решений, которыми действия военных комиссаров по призыву офицеров запаса были признаны незаконными и отменены, в основу статьи положена судебная практика правозащитных организаций, работающих в рамках Общественной Инициативы «Гражданин и Армия» (судебные решения были получены в судах Волгоградской, Кемеровской, Новосибирской и Саратовской областей, республике Татарстан и г. Москвы).
С самыми вопиющими нарушениями сталкиваются офицеры запаса, призываемые непосредственно после окончания ВУЗа. Так, Приказ министра обороны РФ N 400 от 6 сентября 1999 г. прямо противоречит положениям закона о Воинской обязанности и военной службе. В частности в соответствии с п.п. 26 и 27 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (приложение N 2 к вышеуказанному приказу), студенты, не будучи отчисленными (соответственно не став офицерами запаса) проходят медицинское освидетельствование как призывное мероприятие. В этот же период военный комиссар принимает решение об их призыве на военную службу.
Между тем законом "О воинской обязанности и военной службе" четко определены обстоятельства, при наличии которых гражданин, достигший призывного возраста, попадает в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу. В частности в соответствии с п. 1б ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" такими обстоятельствами являются: окончание государственного, муниципального или имеющего государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и зачисление в запас с присвоением воинского звания офицера.
Очевидно, что окончание ВУЗа и зачисление в запас должны состояться до начала призыва на военную службу. Это подтверждает и норма, изложенная в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы». В частности п. 2б ст. 21 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного данным Указом, говорит о том, что воинское звание лейтенанта присваивается гражданину, успешно завершившему обучение на военной кафедре вуза, только по окончании образовательного учреждения.
Таким образом, очевидно, что студент, не отчисленный из ВУЗа в связи с окончанием обучения, не может стать офицером запаса и проведение в отношении него призывных мероприятий невозможно, так как призыв является неразрывным комплексом мероприятий, и, в соответствии с п.2 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» включает в себя такие этапы как
явка на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
явка в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
То есть медицинское освидетельствование и принятие решения военкомом проведенные в отношении студентов, не закончивших вуз и не зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера неправомерны.
Кроме того, в соответствии с п.34 «Порядка призыва на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера» регламентируемым «Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденном Постановлением правительства РФ от 11.11.2006 № 663, на военную службу офицеров запаса призывает военный комиссар на основании выписок из приказов Министра обороны Российской Федерации по личному составу, т.о. такие призывные мероприятия как явка на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу; явка в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы, должны проводиться только после выхода соответствующего приказа МО по личному составу. Это положение справедливо как в отношении офицеров запаса призываемых непосредственно после окончания ВУЗов, так и в отношении других граждан, зачисленных в запас с присвоением звания офицера.
Вышеупомянутый Приказ Министра обороны по личному составу, заслуживает особого внимания. Здесь следует заострить внимание на таких моментах:
какова суть этого документа? Здесь позиция права и позиция военных комиссаров несколько расходится – военный комиссары ошибочно считают, что именно этим приказом призываются офицеры запаса, в то время как из логики нормативных актов следует, что этот приказ является ненормативным кадровым документом, цель которого - довести до сведения военного комиссара (а вовсе не до офицера запаса!) то, что последнему необходимо осуществить призыв офицеров запасов, поименно упомянутых в приказе, а именно (в соответствии с с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») провести медицинское освидетельствование и собеседования для принятия решения о призыве на военную службу (об освобождении от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности), и, в случае принятия первого решения (о призыве) выдать предписания для убытия к месту прохождения военной службы, указанному в приказе министра обороны по личному составу. Таким образом, очевидно, что свое решение военный комиссар должен выносить только после получения этого приказа, причем приказ не может определять сути этого решения. В частности, если гражданин приобрел основания для отсрочки позднее издания вышеупомянутого приказа, это никоим образом не может влиять на его право воспользоваться этой отсрочкой, так как именно в исключительной компетенции военного комиссара находится принятие соответствующего решения (что нашло свое отражение в Определении Верховного суда РФ от 9.02.2001 по делу №59-В00-3 ).
временные рамки действия приказа МО по личному составу. Здесь так же возникает много споров, так как нередки случаи, когда военные комиссары пытаются призвать на основе приказов двух – трех летней давности. Если по поводу приказов, изданных до 1.01.2006 ясность внесена судебной практикой, т.к. 31.12.2005 г. был издан Указ Президента РФ №1573«О призыве офицеров запаса на военную службу в 2006 - 2007годах», вступивший в законную силу с 01.01.2006г. Соответственно, предыдущий Указ Президента РФ № 660 от 10.04.2000г. «О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах» утратил свое действие, и любые мероприятия по нему должны быть прекращены. То по отношению более поздних приказов четкой позиции нет. Однако представляется, что срок действия приказа по личному составу должен ограничиваться годом, в котором он был издан. В пользу указанного говорит тот факт, что, в соответствии с п.1 Указа Президента РФ №1573 «О призыве офицеров запаса на военную службу в 2006 - 2007годах» Министерству обороны предписывается осуществлять призыв на основании плана, разрабатываемого ежегодно, а приказы по личному составу изготавливаются (в соответствии с п.33-34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, утвержденной Приказ министра обороны РФ N 400 от 6 сентября 1999 г.) как раз на основе этих ежегодных планов. Таким образом, очевидно, что если офицер запаса, не был призван, скажем в 2006 году, на основании соответствующего приказа, то в 2007 году, для осуществления в отношении него призывных мероприятий, военному комиссару необходимо дождаться изготовления нового приказа по личному составу, так как выпущен новый план и, возможно, ВУС офицера запаса нужная в 2006 году, окажется невостребованной в 2007.
Итак, после получения выписки из приказа по личному составу военный комиссар должен вызвать офицера запаса для проведения медицинского освидетельствования. Проведение медицинского освидетельствования предусмотрено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст.5,26, 54 п.4, ст.83), «Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (п. 34-39), Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера - Приложение № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 06.09.1999 года № 400 «О мерах по выполнению постановления правительства Российской Федерации от 01 июня 1999 года № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу» (п.7, 16,18, 29,30,33), Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003года № 200 « О порядке проведения военно-врачебно экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (п.83, 205), «Положением о военно-врачебной экспертизе», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года (п.9, 37). Данными нормативными актами предусмотрено, что офицеры запаса, рассматриваемые для призыва на военную службу, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Правоприменение вышеуказанных норм рождает следующие спорные моменты:
срок действия заключения ВВК – Положение о военно-врачебной экспертизе достаточно четко определяет в п.9 что заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с момента медицинского освидетельствования, если иное не определено в заключении. Причем, если в состоянии здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения, проводится повторное медицинское освидетельствование. Однако на практике приходится сталкиваться с тем, что военные комиссары принимают решение о призыве руководствуясь заключением о категории годности двух-трех, а то и пяти(!) летней давности. Военные комиссары в доказательство своей правоты ссылаются на Приказ МО РФ № 018 от 25.02.2000г., согласно п.66 которого « ...офицеры запаса, не проходившие военную службу, до достижения ими 27 летнего возраста подлежат обязательному медосвидетельствованию раз в три года». Однако этот довод является ошибочным, так как приказ МО РФ № 018 от 25.02.2000г. регламентирует состояние системы воинского учета, в отношении граждан, находящихся в запасе, но ни как не влияет и не регламентирует осуществление призывных мероприятий, включающих в себя обязательное мед. освидетельствование при призыве на военную службу, что прямо предусмотрено в ст. 26 ч.2 Закона РФ «О воинской службе и военной обязанности», по отношению к которому данный приказ является подзаконным актом, имеющим низшую юридическую силу по сравнению с Федеральным Законом. Так же следует понимать, что медицинские освидетельствования, проведенные до получения военным комиссариатом выписки из приказа по личному составу проводятся в связи с состоянием на воинском учете, а никак не в связи с призывом на военную службу ( это подтверждает и позиция Минобороны и позиция ГВП).
мероприятия, предшествующие медицинскому освидетельствованию. Очевидно, что для точного определения категории годности к военной службе ВВК должно владеть исчерпывающей информацией о состоянии здоровья призываемого офицера запаса. С этой целью была разработана Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ, утвержденная приказом МО РФ № 200 от 20.08.2003г. В соответствии с которой, военный комиссариат до начала освидетельствования:
запрашивает из медицинских учреждений сведения о пребывании на учете по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблении наркотическими средствами и др. токсическими веществами, инфицировании вирусами иммунодефицита человека; амбулаторную карту и др. медицинские документы, характеризующие состояние здоровья;
из учреждений медико-социальной экспертизы - списки граждан, признанных инвалидами;
из органов внутренних дел - сведения о пребывании на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических средств и пр., т.е. свидетельства об антисоциальном поведении;
и до начала медицинского освидетельствования гражданину проводиться флюорографическое (рентгенологическое исследование) органов грудной клетки в 2-х проекциях, общий анализ крови, общий анализ мочи.
На практике же военные комиссариаты, как правило, игнорируют эти требования.
Орган, ответственный за проведение медицинского освидетельствования – В соответствии с приказом №200 Министерства обороны РФ от 20.08.2003г. определять категорию годности к военной службе граждан, пребывающих в запасе с присвоением звания офицера должна нештатная военно-врачебная комиссия, создаваемая при районных (городских) военных комиссариатах. На практике же нештатные ВВК не создаются, а освидетельствованием занимаются врачами-специалистами по освидетельствованию граждан при призыве на военную службу и постановке на воинский учет. Причем, Постановлением Правительства РФ за № 30 от 22.01.2007 года утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, п. 1 настоящего положения определяет порядок лицензирования медицинской деятельности
осуществляемой на территории РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Приложением к данному Постановлению Правительства является перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Данный перечень включает в себя работы( оказание медицинских услуг) , в т.ч. и по проведению военно-
врачебной экспертизы, также как и Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденная Приказом
Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002 года за № 238, которая относит деятельность ВВК к медицинской деятельности, требующей
лицензирования.
После прохождения освидетельствования непосредственно военный комиссар должен провести беседу с кандидатом на призыв и принять решение. Однако, в большинстве случаев собеседование проводит в лучшем случае начальник третьего отделения военного комиссариата, что так же является грубым нарушением процедуры.
После принятия решения, военный комиссар должен ознакомить офицера запаса с принятым в отношении него решением и, в случае если было принято решение о призыве выдать предписание на убытие для прохождения военной службы. На практике же предписание может быть выдано призванному офицеру запаса в любой момент, причем предварительно с решением о призыве никто призванного не знакомит.
Как показывает сложившаяся судебная практика, все, выше перечисленные нарушения, являются основаниями для отмены незаконного решения о призыве офицера запаса. Так что выдача предписания на убытие вовсе не означает что бороться за свои права уже поздно – на самом деле шансы оспорить незаконный призыв офицера запаса даже выше, чем у простого призывника. Однако без квалифицированной правовой помощи обращаться в суд офицерам запаса мы все таки не рекомендуем.
Координатор программы Судебной Защиты «Гражданин и армия»,
Максим Викторович Бурмицкий, соискатель степени к.ю.н.,
г.Москва.
пер. Сивцев Вражек д.19
пер. Большой Головин д.22
mob. +7 905 752 74 93, +7 905 771 34 59
(495) 7710203,6268903,
e-mail:
army_off@mail.ru
armylegal@gmail.com
max@hrsiberia.org
icq # 217053779
skype: maxim.burmitskiy
20.01.2011
Опасная и бессмысленная инициатива депутатов-единороссов по изменению сроков призыва граждан на воинскую службу далее...
20.12.2010
14 декабря сотрудники военкомата при помощи ОМОНа силой забрали из
общежития Московской государственной консерватории им. Чайковского
несколько десятков студентов, которых доставили в Тверской военкомат. далее...
29.11.2010
Независимый пресс центр приглашает 2 декабря 2010 года в 12.00 на пресс-конференцию "КАК ГУБЕРНАТОРЫ УТРАЧИВАЮТ ДОВЕРИЕ" (О систематическом игнорировании главами субъектов Российской Федерации выполнения государственных полномочий по призыву граждан на военную службу.)